Накануне в музее истории государственности Татарстана прошел лекторий «Акыл фабрикасы» («Фабрика мыслей»), на котором три татарстанских историка прочли свои лекции, объединенные общей темой – «История татар XX века». На мероприятии побывал корреспондент «Казанского репортера».
Как появились татары, какие альтернативные варианты создания собственного государства существовали в XX веке, почему штат Идель-Урал был обречен и сколько лет Татарстану – об этом вчера говорили во время образовательного лектория «Акыл фабрикасы», посвященного истории татар XX века. Мероприятие прошло в музее истории государственности Татарстана.
Главное событие мероприятия – презентация ролика «Происхождение татар». Это совместный проект Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана, объединения «Татармультфильм» и Татарского детского издательства. Как заявляют сами организаторы, «Происхождение татар» – начало цикла инновационных продуктов, предназначенных для изучения истории и культуры Татарстана учащимися и просвещения широкой аудитории.
Заявлено, что ролик – это доступная визуализация процесса формирования татарской нации и государственности от основания Гуннской державы на Алтае до образования Казанского ханства на территории Поволжья. Видео можно посмотреть на трех языках – татарском, русском и английском.
«ТАК НАМ ПОДАРИЛИ ГОСУДАРСТВО ИЛИ НЕТ?»
Видеоролик презентовал один из его создателей – директор Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов. Он отметил, что в седьмом томе «Истории татар» изложена полная информация о том, как появились татары. «Это свежий том, ничего нового еще не раскопали», – объяснил он. В издании, как и в ролике, представлено осмысление истории народа с позиции наших дней.
– Татары по своей ментальности – народ-государственник. Он за всю свою историю создавал самые разные государства в большом количестве, – уверен Хакимов. – В ролике мы увидим, какие государства как формировались и как они исчезали. Ролик всего на пять минут, а посвящен двухтысячелетней истории татар. Он такого хронометража потому, что сейчас народ динамичный – сейчас все экшн, никто не читает книг и не слушает лекций. Для того, чтобы молодежь что-то знала из истории, мы решили сделать такие коротенькие ролики, мультики. Иначе не достучаться до современного читателя или зрителя.
В свой лекции Хакимов рассказал о том, что желание построить татарское государство живет издавна, с момента его исчезновения – «это мечта всего народа». Вопрос состоял в том, что татары не были нацией как таковой – процесс ее формирования начался лишь с приходом капитализма в XIX веке. Только тогда появилась татарская интеллигенция, национальное образование, газеты и журналы, а также первые политические партии.
Еще одна проблема самоопределения – это территория. По словам Хакимова, территория современной России – это территория, где жили, торговали, формировались и развивались татары. Тогда-то и появилась идея создания штата Идель-Урал, в который бы входили современные Казань, Чебоксары, Уфа и Оренбург. Ее разделяло большинство татар, однако были и те, кто категорически выступал против – ими были большевики. Они склонялись к созданию Татарско-Башкирской советской республики. Пока татары пытались понять и определить между собой форму устройства нового государства, башкиры создали свою автономию внутри будущего Союза ССР.
Хакимов уверен, что даже если между татарами не было разногласий по поводу создания Идель-Урала, то московские власти все равно бы не допустили укрепления в центре страны нового образования. Поэтому они начали создавать напряженность между народами – башкирами и татарами.
– У нас различия [с башкирами] найти сложно, но происхождение у нас разное. Для меня понятно, что башкиры — это отатарившиеся угры, – уверен Хакимов. – Современный башкирский язык – это один из редких говоров татарского языка.
В заключение выступления Хакимову задали несколько вопросов. Один из них касался картины, на которой к Ленину и Сталину пришли татары просить свое государство.
– Так нам подарили государство или нет? – поинтересовались у Хакимова.
– Если бы не стояли мусульманские части в Казани, Оренбурге и Уфе, то ничего бы нам не «подарили». Если ты можешь взять, то ты берешь. Никто никому ничего не дарит, – ответил он.
ОДИН НАРОД И ТРИ ИДЕНТИЧНОСТИ
Вторым с лекцией выступил ассистент кафедры татароведения и тюркологии КФУ Ильдар Шафиков, он рассказал об общественных дискуссиях татар 100 лет назад. Однако начал он с того, что поинтересовался у собравшихся, «где татары носят свою государственность».
Шафиков рассказал, что татарской ментальности около 100 лет. До этого вопросов о том, откуда произошли татары, просто не возникало. Существовали три разные идентичности – мусульманские улемы, связывавшие себя с Волжской Булгарией, золотоордынская татарская и протурецкая. Татары, разделенные разными представлениями о собственном происхождении, использовали разные языки – одни говорили на смеси арабского, персидского и тюрки (улемы), другие на языке с тюркскими поволжско-крымскими конструкциями (джадидисты), а третьи на татарском языке (большинство).
Третий лектор – Айрат Файзрахманов, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, кандидат исторических наук – начал с того, что напомнил – Татарстану через четыре года исполняется 100 лет. «Помнить и праздновать эту дату необходимо, даже несмотря на то, что это день, когда появилась ТАССР», – уверен он.
Он рассказал, что Татарстан (хотя тогда и не было такого названия) стал одной из последних республик, которые решили самоопределиться через создание национальных образований. К 1917 году украинцы, латыши, финны и другие народы уже создали свои автономии. Кроме того, татары взяли на себя ответственность за все мусульманские народы страны и возглавили мусульманскую фракцию в Госдуме того времени.
Об автономии и территориальной независимости речи до 1917 года не было, но Туркменистан и южные башкиры создали свои автономные республики и тогда среди татар и появилась идея создания штата Идель-Урал. Как ранее отметил Хакимов, территория рядом с Уфой, как и сам город, были не против присоединиться к этому штату.
1 марта 1918 года на Театральной площади в Казани (площадь Свободы) должно было произойти провозглашение республики Идель-Урал, но этому помешали большевики. Они оттеснили сторонников республики к Булаку, где те создали Забулачную республику, которая просуществовала не более двух недель.
Большевики начали свою активную деятельность по созданию Татаро-башкирской советской республики. В апреле 1918 года народный коммисар по делам национальностей Иосиф Сталин и Мулланур Вахитов подписали постановление о ее создании, но через год проект был свернут.
Только в марте 1920 года Татарстан получил современные географические границы.
Регина Хисамова.
Комментарии
политического направления изучения, которую боятся разсматривать многие
и многие, а кому-то и запрещено, теми кто управляет процессами.
Комментирующий, больше шутил и его развлекала тема. Но, она очень
серъёзная и, будучи не выясненной (есть как минимум три варианта
трактовки прошедшего), станет в виде "граблей на которые будут вставать
и бить себя в лоб" искатели правды. Управляющим процессами, неважно, что
искажать: летопись войны 41-45 годов или же, как к примеру, что была
осуществлена христианизация и мусульманизация народов, в борьбе
подчинения одних другими. В этом вопросе, не должно быть эмоций с
требованиями линчевать по 282 статье. Мы, уже на том этапе, который
заставляет выстраивать совершенно новые взаимоотношения в обществе между
людьми и к религиям. Нельзя использовать писания как учебник
"правильного поведения". Религии - это архаика, способ управления и
разделения, которое позволяет уничтожать иных, что произходит и сейчас;
либо под другим "соусом", типа "чернь и элита", бандит или праведник.
Самое веселое, что все, прикрываются так называемыми "священными
писаниями". Сейчас, религиозные деятели рвутся занять доминирующее
положение в обществе и им управлять, собирать деньги на свое проживание
безбедное с населения, при этом не помогая нуждающимся, к тому же
завалив РФ и СССР алкоголем и куревом провозя без пошлины... Строят,
кучу ненужную, религиозных сооружений, опять подогревая истерику на
религиозной основе, сталкивая население в выборе отдать место под жилой
дом или под религиозное культовое...
Что будет в качестве ориентира в обществе: Небополитика или Концепция
Общественной Безопасности КОБ), прошедшая парламентские чтения в 1995
году в госдуме и рекомендованная к изучению, или же религии разные,
никто не знает - идет борьба по теме "моя правильно сказала"(ирония, это
не в обиду).
Игорь зиновьев