«Чистопольский джамаат». «Оружейник» отправляется в колонию на 16 лет

12 мая 2016
Общество

Сегодня, 12 мая, Верховный суд Татарстана вынес приговор чистопольцу Ильдару Вафину. Его признали виновным по всем семи статьям УК РФ, по которым его обвиняли. Среди них – производство оружия, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и сбыт поддельных денег. «Казанский репортер» о деле «Чистопольского джамаата» и деле Вафина.

Ильдара Вафина задержали 16 февраля 2015 года во время спецоперации, проведенной УФСБ и МВД в Нижнекамске. На следующий день суд определил для него меру пресечения – заключение под стражу. В марте прошлого года Управление Следственного комитета РФ по Татарстану возбудило против него уголовное дело по статье 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия). Как рассказывают родственники осужденного, Вафина задержали, когда он отвозил детей в садик. «Мешок надели на голову и забрали», – сообщили они. Также родственники рассказали, что последние несколько лет спецслужбы пытались «завербовать» его.

Вафин уже год сидит в СИЗО. В середине февраля в Верховном суде началось слушание его дела в закрытом режиме. Его обвиняли по семи статьям: статья 186 (изготовление в целях сбыта поддельных денег или ценных бумаг), статья 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), часть 4 статьи 159 (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), часть 3 статьи 223 (незаконное изготовление оружия организованной группой), статья 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств).


Ильдар Вафин / «Бизнес Online»

По версии следствия, Вафин еще в начале нулевых примкнул к ОПГ «Татаринские», которая стала известна после покушения на руководителя подразделения центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) МВД в Чистополе в 2010 году. С 2005 по 2009 годы состоял в террористической группировке «Чистопольский джамаат». Группу возглавлял Раис Мингалеев, который провозгласил себя «главным моджахедом Татарстана», а позже на основе «джамаата» создал новую террористическую группировку «Моджахеды Татарстана».

Татарстанские террористы выступали как филиал «Имарата Кавказ» в Поволжье. Первый «амир» Раис Мингалеев присягнул на верность лидеру «Имарата Кавказ» Доку Умарову и организовал теракт в отношении тогдашнего муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство татарского богослова Валиуллы Якупова 19 июля 2012 года, выпустив затем два видеообращения в интернете.

Чуть позже Мингалеев инсценировал свою смерть и даже похороны в лесу в августе 2012 года, опубликовав соответствующее видео. Ликвидирован же он был силовиками 1 мая 2014 года. Однако еще в 2012 году ему на смену пришел второй по счету «амир» Роберт Валеев (по прозвищу «Абу Муса»), который планировал теракт в Казани, но в ходе спецоперации 24 октября 2012 года был убит. При выполнении той операции погиб майор ФСБ.


Спецоперация в Чистополе по задержанию террористов Раиса Мингалеева и Беслана Назипова.

В ноябре 2013 года в Татарстане было совершено семь поджогов православных храмов. В ночь на 16 ноября злоумышленники выпустили самодельную ракету с взрывным устройством на территорию ОАО «Нижнекамскнефтехим». В то же время у «Камня желаний» в Билярском государственном историко-археологическом и природном музее-заповеднике в Алексеевском районе нашли заложенные бомбы.

В начале декабря того же года МВД по Татарстану распространило информацию о задержании нескольких жителей Чистополя по подозрению в совершении этих преступлений. Всего за время следствия было задержано 24 человека, им было предъявлено обвинение по статье 205 (террористический акт).

После событий 2013 года и ликвидации лидеров группировки в 2014 году никаких сообщений и атак со стороны террористов в Татарстане не было замечено.

Как отмечают эксперты, большинство ваххабитов, готовых к террористической деятельности, покинули Россию в последние годы и отправились в Сирию после объявления там джихада. По данным ФСБ, уехало 2,4 тысячи российских мусульман, 200 человек из которых – с территории Приволжского федерального округа.


Храм в селе Албай Мамадышского района / «Новая газета»

Вернемся к Ильдару Вафину. Родственники и сам Вафин отрицают его причастность к «джамаату». Осужденный последние несколько лет работал водителем, а также промышлял продажей навоза. У него имеется трое детей.

Прежде Вафин дважды был судим. 26 марта 2002 года его осудил Чистопольский суд за нарушение требований пунктов «а», «в» части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц) на три года условно. А 14 ноября 2014 года Набережночелнинский суд приговорил его к двум годам и трем месяцам лишения свободы условно за нарушение части 2 статьи 222 (приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия) и части 2 статьи 168 УК РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере).

Кстати о последнем приговоре. По версии прокуратуры, осенью 2013 года Раис Мингалеев передал своему знакомому, 36-летнему жителю Чистополя Раису Шайдуллину, для дальнейшего хранения самодельное взрывное устройство. Последний предложил Вафину перенести и совместно спрятать взрывное устройство в надежном месте. Тот согласился. Вместе они перенесли взрывчатку и спрятали ее на участке возле гаражного кооператива «Металлург» в Набережных Челнах.

30 января 2014 года во время работ по уборке старых веток и деревьев на взрывчатку наехал трактор «Беларус» и произошел взрыв. В результате техника получила серьезные повреждения. Ее владелец оценил ущерб в 744 718 рублей.

Задержали Вафина в феврале 2015 года по свидетельским показаниям члена террористической группы «Моджахеды Татарстана» Марата Алиева. Он признался, что совместно с Вафиным с 2007 по 2008 год осуществлял снабжение группы «Моджахеды Татарстана» оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами. Он также рассказал о том, как с Вафиным принимал участие в мошенничестве при сбыте черного металла в Димитровграде Ульяновской области в 2008 году.

Дело Вафина рассматривал суд присяжных заседателей. Сегодня они признали его виновным по всем эпизодам преступлений. В итоге, суд приговорил его к 16 годам колонии строгого режима.

Суд определил, что в составе «Чистопольского джамаата» в 2007-2008 годах Ильдар Вафин отвечал за вооружение членов террористической организации: приобретал оружие и боеприпасы, взрывчатку и взрывные устройства.


Покушение на муфтия РТ Илдуса Файзова.

По версии следствия, в числе добытого им оружия: три автомата модели АКМ калибра 7,62 мм, один пистолет, переделанный из пневматического пистолета модели MP-654K, пригодный для производства выстрелов пистолетными патронами калибра 9 мм, два самодельных стреляющих устройства, изготовленных с использованием промышленного оборудования, пригодных для стрельбы зарядами ВОГ-25, пять ручных гранат, 344 боевых патрона калибра 9 мм, семь пистолетных патронов калибра 9 мм, пять выстрелов ВОГ-25 с осколочной гранатой к 40-миллиметровому подствольному гранатомету ГП-25, снаряженных составом A-IX-1 (на основе гексогена, является мощным бризантным взрывчатым веществом), одна тротиловая шашка.

Кроме того, в суде удалось доказать еще три преступления Вафина – мошенничество при продаже вторчермета, сбыт поддельных денег и покушении на жизнь начальника чистопольского отделения Центра по противодействию экстремизму МВД по РТ в ноябре 2010 года.

Напомним, что в Татарстане после событий 2013 года (поджоги церквей, запуск ракет в «Нижнекамскнефтехим» и другие инциденты) было задержано несколько человек. В Чистополе задержания начались почти сразу после первых случаев поджогов церквей.

Тогда по подозрению в поджогах православных храмов в Татарстане за месяц было задержано около десяти человек. Когда они находились в СИЗО, стали появляться сообщения, что к ним применяются пытки. Один из задержанных, Алмаз Галеев, даже лишился гениталий. По версии полицейских, он сделал это сам, найдя в камере бесхозное лезвие от бритвы. Рафаэль Зарипов, другой задержанный, после нескольких дней в нижнекамском изоляторе временного содержания попал в Нижнекамскую районную больницу. 30-летнего Зарипова госпитализировали с разрывом мочевого пузыря, отломом отростков позвоночника и травмой легкого.


Рушан Хуснутдинов / «Московский комсомолец»

Третий задержанный – Рушан Хуснутдинов, которого в первый раз задержали 2 декабря 2013 года, но отпустили через неделю по двум причинам: против молодого человека не было улик, и его жена подала в розыск, так как не знала, где он находится.

После выхода из СИЗО №5 Чистополя Хуснутдинов выступил на круглом столе в Казани и рассказал о пытках, которые к нему применялись на допросах за неделю в изоляторе. С подобными заявлениями Хуснутдинов выступал в Москве, дал интервью ряду СМИ. В частности, его якобы вынуждали признаться в преступлениях, «засовывая в рот сало» (Хуснутдинов – мусульманин). После этого прокуратура Татарстана инициировала проверку, но ничего не выявила. Зато 25 февраля за Хуснутдиновым пришли и забрали под арест. В сентябре 2014 года Чистопольский районный суд его и другого обвиняемого – Ильнура Сатдарова – приговорил к двум годам лишения свободы в колонии общего режима каждого по части 3 статьи 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов организованной группой).

На фоне этого в Татарстане еще в 2014 году создали «Мусульманский правозащитный центр», который просуществовал около года. Руководителем центра была назначена Альмира Жукова, координатор Gulagu.net по Поволжскому федеральному округу и исполнительный директор уфимского регионального общественного движения «За права человека и гражданина».

Также в декабре 2014 года были осуждены еще четверо участников «Чистопольского джамаата» – Даниил Мухлисов был приговорен к пяти годам колонии, Эмиль Гизатуллин – к шести годам, Дмитрий Кудрявцев – к шести с половиной годам, Раис Шайдуллин – к 11 годам заключения.


Регина Хисамова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!