​Вселенский храм: три года без хозяина…

09 февраля 2016
Культура

Сегодня – день памяти выдающегося художника, мыслителя Ильдара Ханова. Создателя Вселенского храма в пригороде Казани не стало три года назад, 9 февраля 2013 года. Его считали одним из последних эпохи Великанов духа.

Судьба щедро наделила Ханова талантами: он был художником, скульптором, архитектором, мыслителем, поэтом. И хотя масштаб его личности называли планетарным, на самом деле это был простой и не пафосный человек. Он с любым посетителем вел сердечную беседу и общался так, что казалось – вот он, твой самый настоящий друг!

ОБЫЧНЫЙ ДОМ С ВНЕШНОСТЬЮ ХРАМА

Ильдар Ханов родился 3 ноября в 1940 году в Старом Аракчине под Казанью. В том самом деревянном домике, который теперь навечно вмурован в Храм всех религий. В голодные военные годы едва не умер и даже перенес клиническую смерть, после чего открыл в себе дар ясновидения и целительства. В 1960-м Ханов окончил Казанское художественное училище, в 1968-м – Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова. В 1989 году Ханов познакомился со Святославом Рерихом, поделился с ним мечтой – создать Вселенский храм, и Рерих фактически благословил его замысел. В 1994 году стройка началась. Буквально на глазах разрастался эклектичный архитектурный ансамбль. Возводился он на личные сбережения Ханова и на пожертвования частных лиц. Более того, к нему ехали добровольцами на стройку! Формально, по документам, это был обычный жилой дом. Его отличала только необычная «внешность». Постепенно народ перестал с сомнением коситься на диковинку и потянулся в дом к Ханову. Он мечтал устроить в нем духовный, просветительский, культурный центр. Так и вышло.


УНИЧТОЖЕНО ВСЕ, КРОМЕ «РАССТРЕЛА»

В первую очередь Ильдар Ханов – художник-монументалист, реализовавший ряд масштабных проектов. Больше всех повезло Набережным Челнам. Благодаря Ханову серый моногород кардинально преобразился, о нем заговорили как о незаурядном художественном проекте. В первую очередь речь идет о монументальном ансамбле «Родина-Мать», открытие которого в 1975-ом едва не вызвало скандал на уровне обкома партии (столь не похожи были работы на стандарты соцреализма). Также для Челнов Ильдар Ханов создал скульптурную композицию «Борьба», комплекс скулпьтур на бульваре Энтузиастов – «Пробуждение», «Эволюция», «Древо жизни», «Ангел-хранитель», «Энергия» («Сердце Галактики»). В селе Тукай-Кырлай до сих пор сохранилось его «Древо поэзии».

Что касается Казани, то тут все грустно. В столице РТ остался лишь один авторский объект Ханова. Это барельеф «Расстрел» в парке им.Горького Обидно, что нет даже простенькой таблички с указанием автора. Уничтожен и знаменитый фонтан в Лядском саду (в народе его еще называли «Апельсин» или «Гнилое яблоко»). Он был украшен Хановым мозаикой из смальты. Уничтожена и мозаичная «Волна» на улице Баумана у здания, где ныне находится здание Академии наук РТ.


ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

После смерти Ильдара Ханова жизнь в храме не замерла, как предрекали некоторые. Напротив, бьет ключом. Силами друзей, энтузиастов и почитателей творчества художника регулярно устраиваются вернисажи, проходят концерты, встречи. Стиль управления домом можно назвать общинным – каждый вкладывается, насколько может. И стройку, которая по-прежнему продолжается, и праздники – все делают вместе.

В канун третьей годины в стенах Вселенского храма прошел мемориальный вечер. Свои работы представил друг Ханова еще с московской молодости – мастер малых скульптурных форм Григорий Иванченко. Кстати, именно Ханов уговорил его в свое время бросить столицу и обосноваться в Казани. Также в этот день перед гостями выступили известные казанские музыканты, все они – давние товарищи Ханова: профессор Казанской государственной консерватории Марат Ахметов, руководитель камерного хора «Гармония» международной ассоциации выпускников КФУ Гузель Гимаева, народные артисты Татарстана – певец, декламатор Эмиль Залялетдинов и баянист Владимир Федотов. Кстати, посещение мероприятий всегда бесплатно. Едут гости из Казани, из разных городов России, подтягиваются жители Старого Аракчина. А уж туристы бродят вокруг толпами! Вселенский храм давно стал одной из главных примечательностей современной Казани.


Кстати, прямые наследники Ханова (дочь, брат и сестра) хотели было продать дом, выручив за него 10 миллионов рублей. Покупателей на экзотическую недвижимость не нашлось. Цену снизили вдвое, результат – нулевой. Между тем, никто не отменял коммунальные платежи и прочие налоги. Однако же и принять на баланс дом хотя бы в статусе районного культурного центра невозможно, пока родственники не определятся между собой о разделении полномочий и не уладят юридические вопросы.

Фото: Ольга Юхновская

Комментарии

  1. Марс Хайруллин 8 лет назад
    Наш метросексуальный мэр только пиариться горазд. Подсветить храм ему слабо. Какой удивительный объект к достопримечательностям города бы прибавился.
  2. Анонимно 8 лет назад
    Кстати-кстати-кстати мне кажется слово Аракчино не склоняется. Режет глаз
  3. kazanreporter 8 лет назад
    Склоняется.
  4. Андрей 8 лет назад
    Приятная неожиданность, что общая направленность статьи изменилась в лучшую сторону по сравнению с публикацией автора в "Ва-Банке" накануне 75-летия Ханова. Однако есть все-таки небольшое пожелание: не писать о вещах, о которых нет четких сведений (последний абзац).
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!