$ 56,23
60,31
Казань +7°C

Пассажирские перевозки: наезд на частника?

19 апреля 2017 | Общество

Министрество транспорта и дорожного хозяйства Татарстана ввело в Казани бесплатные рейсовые автобусы от центрального железнодорожного вокзала до автовокзалов «Южный» и «Восточный». Таким образом власти планируют свести нелегальные междугородние перевозки к нулю. «Казанский репортер» выяснил, как инициативу восприняли представители перевозчиков и пассажиры.

– Я выйду рядом с вокзалом, на остановке.
– Нельзя нам на остановке, только на вокзале можем.
– Да ладно, я быстро выскочу.
– Нет, нельзя. Меня сразу с работы снимут. Если вы едете с нами, то вы на вокзале и выйдете.

С 10 апреля до автовокзалов «Южный» и «Восточный» теперь можно доехать бесплатно. Автобус совершает только две остановки: в пункте посадки у центрального ж/д-вокзала и на конечных – у автовокзалов. Два рейса по двум направлениям отправляются по мере заполнения.

– Каждый автовокзал выделил на рейсы по городу два автобуса. Они забирают пассажиров с ж/д-вокзала, везут сюда без остановок. Сейчас автобусы отправляются по заполняемости, впоследствии мы, конечно, введем расписание, – говорит замгендиректора ООО «Автовокзал Восточный» Лейсан Алиева. По идее Минтранса, бесплатные автобусы до автовокзалов нужны для борьбы с нелегальными перевозчиками. Таким образом хотят ликвидировать стихийные стоянки, к которым привык народ.

Водители бесплатных автобусов инициативу полностью одобряют. Олег Штейн занимается перевозками пассажиров с 1992 года. По его словам, нелегальные перевозчики, так называемые частники, зачастую не беспокоятся о безопасности пассажиров и озадачены только мыслью о заработке.


– Люди ездят, но очень мало. В среднем на всех шаттлах пассажиров пять-шесть. Основная масса перевозится все-таки частниками, – сетует Олег Штейн. – С автовокзала просто-напросто безопаснее уезжать. Там на входе стоит металлоискатель, сумки пассажиров сканируются, в стоимость билетов уже входит страховка. Вы понимаете, что никакие подозрительные или с опасным грузом люди там не пройдут. К тому же водители после каждой поездки проходят проверку. Если один чувствует себя плохо, ему на замену сразу вступит другой. Также проверяют и автобусы. И цена вопроса совершенно не отличается от стоимости проезда у частников. Все то же самое, но централизованно и безопасно.

Коллега Олега Штейна, назвавшийся Альбертом, также возит людей до автовокзала «Восточный». Несколько лет назад он занимался частным извозом по заказным маршрутам.

Представьте, вот стоит автобус. Пришел он вчера из Челнов и остался тут ночевать. Водитель вечером, к примеру, выпил немного. Какой контроль он проходит утром? Никакого. Или, например, передают посылки. Подходят бабушки или дедушки и просят передать сумку. Водители берут по автобусной таксе, закидывают в багажник, и все. Кто знает, что на дне этой сумки? Мало ли что. В Челнах недавно провели проверку. Так же попросили передать сумку, а внутрь положили муляжную гранату. Водитель, взял и повез. Частники гонятся за рублем...


В Минтрансе РТ объясняют, что понятие частных перевозок не подразумевает регулярные междугородние рейсы. В этом случае частное лицо может перевозить людей по заказу. Например, на организованные мероприятия или экскурсии в другие города. При этом, когда нелегальных перевозчиков останавливают для проверки документов, они зачастую и оправдываются наличием определенного заказа.

Я не считаю себя нелегальным перевозчиком. А с чего бы это? У меня есть все документы, лицензия. Нас пытаются выжить с рынка. Идет жесткая зачистка и антиреклама через власти. Автобусы на автовокзалах не выдерживают конкуренции. Наши-то быстрее и комфортабельнее. Тем более, мы собираем людей по городу. Им достаточно выйти на остановку, не надо никуда тащиться. С безопасностью тоже все хорошо. Не было же случаев, когда автобусы взрывали. За этим должна следить полиция, а не мы, – говорит водитель микроавтобуса Марат.


Он возит людей каждый день от ЦУМа до Набережных Челнов. По словам Марата, власти республики просто освобождают нишу для тотального контроля этого сегмента рынка.

Теперь мы должны оформлять большее количество бумажек. Что бы они ни вводили, мы-то знаем, какая бюрократическая подоплека у всех этих идей. Естественно, чтобы у тебя не отобрали машину, ты пойдешь и положишь в карман. Вот и все.


Чтобы получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок, владелец транспортного средства должен соблюсти немало специфических и непростых условий. В частности, в его распоряжении должны иметься помещения и оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств (или договор со специализированной организацией на предоставление этих услуг); необходимо заключить договор об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с соответствующими организациями; используемый для перевозок транспорт должен быть оборудован такими приборами, как видеорегистратор, тахометр, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС... Частники зачастую всем этим пренебрегают.

– Нужно придумать какую-то программу, проект, который бы устроил всех: и автовокзалы, и частников. Брать саблю и рубить только одних частников – не выход. Так делать нельзя. Несколько лет назад государство само предоставило людям нишу междугородних перевозок. Люди ее заняли, построили бизнес, работают, платят налоги. Сейчас же им грозят закрытием, какими-то санкциями. Да, эти перевозчики могут не оценивать риски, но это уже другой вопрос. Если, основываясь на этом, всех позакрывать, ничем хорошим это не закончится. Только увеличится количество безработных. Какую именно принять программу или проект, я не знаю. Но точно могу сказать, что без него в этой ситуации нельзя, – считает Олег Штейн.


Пассажиры же не горят желанием разбираться, какие перевозчики работают по закону, а какие нет... Женщина, выйдя из здания вокзала, быстрым шагом направляется сразу в сторону «дикой» стоянки автобусов:

– Да какая мне разница. На маршрутке быстрее, а до автовокзала надо еще ехать. А про безопасность... Знаете, если не думать о плохом, так оно и не произойдет.


Регина Гималова.

Фотографии: Регина Гималова
Все новости
Казанский репортер: Внимание, поиск! Пропал человек
Казанский репортер на радио МиллениуМ. 107,3 FM
Loading...