Куда ведет «Путешествие времени»?

29 марта 2017
Культура

На этой неделе в широкий прокат выходит картина Терренса Малика «Путешествие времени». Культурный обозреватель «Казанского репортера» Дарья Миронова посетила пресс-показ фильма и за полтора часа узнала историю планеты Земля от зарождения до наших дней.

В начале фильма Терренса Малика зритель погружается в кромешную тьму, сопровождаемую приятной музыкой. Перед ним – чистый космос, «когда ничего не было». В безграничную пустоту Большим взрывом вливается голос Константина Хабенского. Именно он в русской версии фильма заменяет Брэда Питта и Кейт Бланшетт.

Но этот монолог не объясняет происходящего на экране большого взрыва и зарождения нашей планеты. Голос актера раз за разом обращается к Земле: «Мать!». Он упрекает Землю: «Ты можешь нас покинуть», благодарит: «Ты даешь нам свет» и признается, что боится планету.

Однако большая часть фильма проходит без закадрового текста. Съемочная группа Терренса Малика объехала половину планеты – от фьордов Исландии до пустынь Африки. Немало усилий приложили и специалисты по спецэффектам – кадры бескрайнего космоса, первых живых существ, не существующих сегодня, поражают.

После космического путешествия и большого взрыва режиссер отправляет зрителя в морские глубины, где зародилась жизнь. Эти съемки смело можно назвать одними из лучших в фильме. Зритель видит стаи прозрачных медуз, акул, живших задолго до появления человека, и разноцветные кораллы. Умиротворяющая картина сопровождается столь же приятной звуковой дорожкой.

Спустя некоторое время на экране появляются динозавры. Их, пожалуй, можно признать единственным проколом аниматоров. Полностью нарисованные на компьютере существа на фоне раскидистых пальм, поваленных деревьев и морских берегов выглядят не очень естественно. К счастью для зрителя, их жизнь непродолжительна: динозавры исчезли после падения на Землю огромного метеорита, по крайней мере именно этой версии придерживается режиссер.

Впрочем, автор не дает никаких пояснений происходящему на экране. Многие зрители во время сеанса перешептывались: «Почему произошел второй взрыв?», «Что за существа борются на экране?». А кто-то заскучал настолько, что предпочел, не дожидаясь окончания показа, исследовать стол с закусками. Да, философские обращения автора к Матери-Земле, произносимые голосом Хабенского, и впрямь вгоняют в тоску, вызывая лишь отдаленную ассоциацию со стихотворением Есенина «Письмо матери». Пожалуй, привычнее звучали бы научные комментарии, объясняющие геологическую и биологическую историю планеты, правда тогда это был бы просто еще один красивый фильм жанре научпоп.

Главную мысль автора убедительно преподносят не завораживающие кадры, мастерски снятые оператором Полом Аткинсом, а прерывающие их короткие фрагменты из современной истории. В этих эпизодах, будто снятых на плохую камеру телефона, показаны люди, живущие в наши дни. Терренс Малик заснял голодающие страны, массовое убийство быков к одному из праздников, нищие кварталы, религиозные ритуалы, все это противопоставлено естественному началу.

Предлагая людям обратиться к самим себе как к главным источникам природных катастроф и бедствий, автор делает акцент на глазах – людей и животных. Довольно тривиальный прием, но в технически совершенном исполнении – действенный. Порой глаза напоминают детали природных пейзажей. Терренс Малик, очевидно, призывает нас смотреть на то, что сегодня творится с планетой.

Этот фильм точно понравится тем, кто любит профессиональные съемки и хорошо помнит школьный курс естествознания. Остальные останутся в легком смятении от такого микса научно-популярного и артхаусного кино.


Дарья Миронова.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!