​«Оскар-2017»: не «Ла-ла Лэндом» единым

25 февраля 2017
Культура

Завтра в Лос-Анджелесе состоится церемония вручения премии «Оскар». Культурный обозреватель «Казанского репортера» Дарья Миронова подготовила кино-гид для тех, кто не знает, какие фильмы соревнуются за звание лучшего и за кого болеть в категории «Лучший актер», если среди номинантов нет Леонардо Ди Каприо.

Первая ассоциация, возникающая у большинства при упоминании премии Американской киноакадемии в 2017 году, это – фильм «Ла-ла Лэнд». Мюзикл Дэмьена Шазелла может получить 13 золотых статуэток. Но не «Ла-ла Лэндом» единым! С танцующими мечтателями, Райаном Гослингом и Эммой Стоун, соревнуется множество других кинокартин, достойных внимания.

Сразу после вышеупомянутого мюзикла в списке на победу в главной номинации «Оскара» «Лучший фильм» значится картина «Прибытие» Дени Вильнева. На Землю приземлилось 12 космических кораблей, внешне напоминающих морские валуны огромных размеров. Но попытки настроить общение с инопланетянами разбились о языковой барьер. Преодолеть его приглашают лингвиста Луизу Бэнкс, которую играет Эми Адамс. Компанию ей составляет добрый и радушный ученый Иэн Доннелли в исполнении Джереми Реннера.

В «Прибытии», заявленном как авторская научная фантастика, режиссер предпочел показывать не войны с инопланетянами и красоту бесконечного космоса, а обратился к внутреннему миру главной героини. Зритель вращается сразу в нескольких временных промежутках, грани между которыми стираются ближе к концу фильма. Вместе с главной героиней он переживает взросление дочери и ее смерть от тяжелой болезни в подростковом возрасте. И если поначалу эти эпизоды кажутся лишними, то в конце Дени Вильнев тянет за все сюжетные ленточки «Прибытия» и завязывает бантик, украшая им подлинную идею фильма.

К большому удивлению многих деятелей кино, Эми Адамс и Джереми Реннер не номинированы в актерских категориях. Однако фильм представлен в номинациях за лучшую режиссерскую, операторскую работу, а также за работу художника-постановщика, адаптированный сценарий, монтаж и сведение звука.


Следующим фильмом, заставляющим обратиться к внутреннему миру, но не лишенному внешней красоты, является картина «Лунный свет» Барри Дженкинса. Режиссер разделил в три новеллы историю о молодом человеке по имени Широн. Зрителю предоставляется возможность увидеть своеобразную жизненную трилогию, как у Л.Н.Толстого. Впервые герой показан ребенком, которого играет Алекс Р. Хибберт. Его подбирает на улице драгдилер, который становится опекуном для одинокого мальчишки.

В следующем эпизоде, который условно можно назвать «Отрочество», Широн вырастает в тощего тинейджера в исполнении Эштона Сандерса. Его задирают сверстники, обвиняя в нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако сам герой признается в этом лишь в следующей части биографии. Большой заслугой режиссера является то, что «Лунный свет» не скатился в сентиментальную историю о нетрадиционных отношениях или трудной жизни в гетто. «Ты сам должен решить, кем тебе стать», – вот главная мысль, заложенная Барри Дженкинсом и высказанная Широном.

В России картина не обзавелась пышной пиар-акцией. Однако на мировой арене она удостоена множества наград. В списке заслуг «Лунного света»: победа на «Золотом Глобусе» в категории «Лучший фильм (драма)» и также победа в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» на премии Гильдии актеров. На «Оскаре» у картины сразу семь номинаций, помимо главной: Наоми Харрис в категории «Лучшая актриса второго плана», Махершала Али вновь выдвинут как лучший актер второго плана, Барри Дженкинс является номинантом на лучшую режиссерскую работу, а также фильм может выиграть статуэтки за адаптированный сценарий, монтаж и работу оператора.


На самой печальной ноте выступил в списке за звание лучшего фильм Кеннета Лонергана «Манчестер у моря». Главный герой картины Ли Чандлер, которого играет Кейси Аффлек (младший брат Бена Аффлека), неожиданно становится опекуном шестнадцатилетнего племянника.


Поначалу он не вызывает у зрителя симпатии: главный герой нелюдим, живет в спартанских условиях и ничего не хочет знать, кроме работы. Однако после раскрытия трагичной «сердцевины» фильма мнение может измениться в противоположную сторону. Картина Кеннета Лонергана сильно контрастирует с пышным «Прибытием» или «Ла-ла Лэндом»: провинциальный городок Манчестер-у-моря смотрится простовато на фоне космических кораблей инопланетян или невообразимых танцев в планетарии. При просмотре этой картины невольно вспоминается «Одноэтажная Америка» И.Ильфа и Е.Петрова: провинции Лонергана действительно далеко до современных небоскребов.

Но далеко ли «Манчестеру у моря» до «Оскара»? Фильм номинирован в нескольких категориях: «Лучший актер второго плана», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж». Исполнитель главной роли Кейси Аффлек поборется за золотую статуэтку «Лучшего актера».


Традиционную «Оскаровскую» позицию военной драмы в этом году заняла картина Мэла Гибсона «По соображениям совести», за которую он может получить заветную статуэтку как лучший режиссер. Десмонд Досс вырос в непростой семье: отец, ветеран Первой мировой, не раз поднимал руку на жену и детей. Пережитая в детстве жестокость напрочь отбила у героя желание наносить всякий вред людям. В разгар Второй мировой он отказался брать в руки винтовку и учиться стрелять. Десмонд Досс становится первым идейным уклонистом в американской истории, удостоенным Медали Почета.

Непростую роль убежденного пацифиста играет вчерашний Человек-паук Эндрю Гарфилд. И от прежнего прыгания по нью-йоркским небоскребам не осталось и следа: Десмонд Досс вышел упрямым, религиозным и весьма правдоподобным военным медиком. Гарфилд претендует на золотую статуэтку в категории «Лучший актер».

Кроме того, фильм номинирован за лучший монтаж и сведение звука. Однако шансы на получение множества «Оскаров» невелики. «По соображениям совести» едва ли он сместит с пьедестала всем известный мюзикл. Вернувшийся после 20-летнего перерыва режиссер не смог удивить: многие эпизоды фильма будто взяты из учебников киноакадемий. Здесь и клише военных типажей, и предсказуемое героическое поведение на фронте, и даже вечная любовь с первого взгляда.

Однако в отдельной режиссерской номинации Мэл Гибсон все же может составить конкуренцию Дэмьену Шазеллу. Из уважения к самому Гибсону, конечно.

Следующей картиной в списке борющихся за главную статуэтку стали «Скрытые фигуры» Теда Мелфи. Режиссер рассказывает о группе чернокожих женщин-математиков, которые проводили вычисления для НАСА. Главные идеи картины лежат на поверхности: расизм, дискриминация и их исчезновение в стремлении сделать одно общее дело.

По мнению многих кинокритиков, ставшая любимой у всех феминисток картина Теда Мелфи является одним из самых слабых претендентов на победу. Однако фильм представлен еще в нескольких номинациях: «Лучшая актриса второго плана» и «Лучший адаптированный сценарий».


Нельзя не упомянуть картину Гарта Дэвиса «Лев». Сюжет рассказывает о мальчике по имени Сару. В возрасте пяти лет он потерялся, но чудом выжил и нашел новый дом в Австралии. На Зеленом континенте мальчик попадает в семью Сью Брайерли, которую играет Николь Кидман. Спустя почти два десятка лет Сару решает вернуться домой, в Индию, и поможет ему в этом Google Earth.

Слезоточивый «Лев» оказался в списке на «Лучший фильм» как будто случайно. Актерская игра Дева Пателя и Николь Кидман, за которую работа Гарта Дэвиса также номинирована, проявляются лишь на втором часу фильма. Однако в целом картина способна растрогать даже самого жесткого циника: здесь и потерявшийся ребенок из трущоб, и дети, ворующие ради кружки молока, и любовь с Руни Мара, и несколько по-настоящему жутких сцен. Но есть и вполне обоснованные номинации: «Лучший оператор» и «Лучшая музыка к фильму».

Кроме того, вся жизнь мальчика Сару – это невыдуманная история. Мемуары Сару Брайерли появились на прилавках книжных магазинов около пяти лет назад. Соответственно, «Лев» не только выдавливает из зрителя слезу, но и выдвигается в номинации «Лучший адаптированный сценарий».


Нельзя оставить без внимания картину «Ограды» Дензела Вашингтона. Название фильма связано с реальным забором, который построил вокруг своего дома Трой Макссон. Его играет сам режиссер. Главный герой живет в Америке 50-х годов, страдает от безденежья и темного цвета кожи. Когда-то он мечтал стать бейсболистом, но теперь собирает мусор на улицах Питтсбурга.

Фильм основан на одноименной пьесе Пулитцеровского лауреата Аугуста Уилсона. Несмотря на то, что фильм также претендует на главную статуэтку «Оскара» и выдвинут в номинациях «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая актриса второго плана», он является фаворитом в категории «Лучший актер». Да-да, Дензел Вашингтон может увести статуэтку у Райана Гослинга.


Американская киноакадемия в 2017 году решила избежать повторения прошлогоднего скандала. На прошлом «Оскаре» не оказалось ни одного темнокожего номинанта, что вызвало лавину осуждений со стороны звезд. Многие светские персоны проигнорировали прошлогоднюю премию. Члены киноакадемии решили откреститься от обвинений в расовой неприязни и, как и обещали, представили номинантов разных этнических групп.

Что еще нужно знать об «Оскаре» в этом году? Что, например, Вигго Мортенсен, известный большинству как Арагорн из трилогии «Властелин Колец», поборется за звание «Лучшего актера». Он сыграл Бена, отца неординарного семейства, в картине «Капитан Фантастик». Также за золотую статуэтку будет бороться картина «Отряд самоубийц». Фильм Дэвида Эйра является одним из трех номинантов в категории «Лучший грим и прически». Если «Отряд самоубийц» победит, то социальные сети непременно накроет новая волна косплея на Харли Квинн и Джокера.

Также неожиданно будет увидеть среди номинантов на статуэтку за лучшую актерскую игру Мэрил Стрип, исполнившую роль в картине «Флоренс Фостер Дженкинс». В женской актерской номинации в этом году может развернуться нешуточная борьба. Помимо Мэрил Стрип и Эммы Стоун, статуэтку может получить Натали Портман за игру в картине «Джеки». Роль Жаклин Кеннеди, переживающей смерть мужа, считается одной из лучших в биографии Портман. Стоит отметить, что «Джеки» также номинирован как фильм с лучшей музыкой и лучшим дизайном костюмов.

Победители в номинациях, где не представлен «Ла-ла Лэнд», в этом году тоже достаточно очевидны. Лучшим анимационным фильмом, скорее всего, станет «Зверополис». Сюжет мультфильма на примере зайчика по имени Джуди Хопс обращается к той же теме исполнения заветной мечты.


Гораздо более неоднозначная ситуация сложилась среди претендентов на звание лучшего среди фильмов на иностранном языке. Фаворитом является картина «Коммивояжер» Асгара Фархади. Но в связи с последними указами Трампа сейчас очевидное решение Американской киноакадемии может неожиданно измениться. Однако привязанность к политической обстановке в стране и отношениям с мигрантами также может сыграть на руку иранскому режиссеру.

Но, как бы ни был каждый из номинантов достоин награды, все ставки стоит делать на танцующую и поющую лошадку по имени «Ла-ла Лэнд». 14 номинаций побили рекорд «Титаника». Дэмьян Шазелл должен будет захватить с собой на премию мешок для золотых статуэток. Возьмет ли «Ла-ла Лэнд» все 13 возможных наград? Вероятность весьма высока, и любой другой исход будет настоящим чудом.

Дарья Миронова.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!