Два вопроса от вкладчиков Татфондбанка: кто виноват и будет ли санация?

21 января 2017
События

Несколько сотен вкладчиков Татфонбанка и Интехбанка провели сегодня митинг в сквере Карима Тинчурина. Их основное требование остается неизменным: Правительство республики должно обеспечить санацию проблемных банков. Но при этом вкладчики также требуют от властей разъяснений: как так вышло, что эти банки попали в беду? Именно с этой целью они призывали прийти на митинг Ильдара Халикова – премьера РТ и главу совета директоров Татфондбанка, и Роберта Мусина – председателя правления ТФБ. Правда, те предсказуемо не пришли.

Разница между митингом, который прошел сегодня, и пикетом вкладчиков ТФБ, состоявшимся в прошлую пятницу, – в звукоусиливающей аппаратуре. Сегодня пострадавшие вкладчики могут не только написать свои требования на плакатах, но и громко, во весь голос рассказать свои истории. А еще сегодня у них появились слушатели: в выходные сквер Тинчурина превращается в своего рода блошиный рынок, и «зрителей» там довольно много.

Впрочем, первые пятнадцать минут, пока разворачивают плакаты, к микрофону никто не подходит, а организаторы пытаются подобрать подходящую песню для начала митинга. Включают отрывки песен про «светлое Рождество» и «Когда твоя девушка больна». Остановиться решили на треке «Перемен» в исполнении Виктора Цоя – он, по-видимому, соответствовал настроению большинства собравшихся.

Один из казанских бизнесменов объясняет журналистам, что от краха Татфондбанка пострадали тысячи людей по всей республике, даже те, кто денег-то в этих банках не держал. «У меня много контрагентов по всему Татарстану, и теперь я не могу с ними расплатиться, – говорит он. – Получается, они тоже попали. Поэтому здесь сейчас речь идет обо всем малом бизнесе Татарстана».

География участников митинга действительно охватывает всю республику. Судя по плакатам, люди приехали и из Альметьевска, и из Елабуги и Набережных Челнов. Большую делегацию прислал малый бизнес Мензелинска – целых 50 человек. Всего, по оценкам организаторов, митинг посетили около 500 человек, по оценкам сотрудников МВД – 300.

– Цели наши ясны: мы хотим, чтобы банк санировали, чтобы наши деньги нам вернули, – объявляет в начале митинга член инициативной группы Алина Ахмадеева. – И сюда мы приглашаем всех тех, кому есть что сказать. Ведь мы приглашали власти сюда, приглашали Роберта Мусина и Ильдара Халикова, чтобы они объяснили, чем же они таким занимались, что наш банк не работает. Наверное, у них более важные мероприятия, чем выйти перед гражданами.

В толпе в это время шепчут, что субботним утром власть имущие отдыхают после вчерашних праздничных мероприятий, посвященных юбилею первого президента Татарстана.

После пары минут определенного стеснения желающие высказаться находятся. Заявленная продолжительность митинга – четыре часа, и место у микрофона в это время не пустовало. Во многих речах звучало требование к властям нарушить молчание и рассказать о причинах краха банков. В риторике пострадавших вкладчиков это относительно новое требование: если призывы к санации звучат уже давно, то о причинах, по которым она вообще понадобилась, задумались, по-видимому, только сейчас.

– У людей всегда два вопроса: кто виноват и что делать? – заявил один из ораторов. – До этого мы решали, что делать. Но сейчас хотелось бы начать с первого вопроса. Чтобы республика рассказала нам, кто виноват.


– Я верил властям, голосовал за них на выборах, – объясняет один из ораторов, прибывший из Набережных Челнов. – Не мог даже представить, что такое может произойти. Надеюсь, что сейчас Правительство Татарстана не станет прятать голову в песок, выставив наружу другое место, и не будет делать вид, что ничего не происходит. Происходит, волнуется народ. Обращаюсь к властям: восстановите доверие, иначе я на выборы не пойду, или пойду, но буду голосовать уже не за вас.

– Так власть доверие наше исчерпает окончательно, – добавляет следующая участница митинга. – И вообще, кому сейчас тогда доверять, если не правительству? Если они Татфондбанк угробят, тогда вообще ни одному банку нельзя доверять! Я же открывала счет в Татфондбанке, чтобы как-то поддержать Татарстан. А он нас поддержал сейчас? Кто-нибудь сейчас видит хоть одного представителя власти? Крутитесь сами.

Отдельная категория вкладчиков – те, чьи средства перешли в доверительное управление компании «ТФБ-Финанс». Они заявляют, что сотрудники банка обманом вынудили их перевести средства с депозитов в доверительное управление. Действие банков они считают мошенничеством и ждут такой же оценки от правоохранительных органов. Тогда клиенты «ТФБ-Финанс» смогут рассчитывать на компенсацию от Агентства страхования вкладов. Сейчас же их вложения никак не застрахованы.

– Нас просто кинули, – заявляет пенсионер Александр Федоров. – Мы обслуживаемся в банках по несколько лет, у одних и тех же людей, верим им, как себе. Договоры подписываем, почти не читая, нас приучили к этому. Нам говорили: «Вы VIP-клиент, у нас давно обслуживаетесь, а у нас премьер-министр в совете директоров – это дополнительная гарантия». А теперь они мне предлагают вернуть только 20 процентов от всей суммы.

Он уточнил, что сам являлся вкладчиком не Татфондбанка, а «Тимер банка», то есть в доверительное управление «ТФБ-Финанс» переводили деньги не только вкладчиков ТФБ. Следующая выступающая также рассказывает, что общалась с одной из девушек, занимавшейся переводом средств. По ее словам, таким сотрудникам дали указание «не информировать пенсионеров о возможных рисках, чтобы не морочить им голову».

Мужчина из Нижнекамска по имени Эдуард представился юристом и показал тот договор, который заключали, иногда сами того не подозревая, клиенты «ТФБ-Финанс». Он отмечает, что обычный человек, даже внимательно прочитав его, все равно ничего бы не понял: текст изобилирует терминами вроде «акцепт» и «овердрафт». Более того, он нашел там многочисленные юридические ошибки, какие конкретно – не уточнил.

– Этот договор доверительного управления не имеет никакой юридической силы, это я вам говорю как юрист, – заявил он. – Почитайте, там одни ошибки идут. Договор ничтожен. Он ни о чем. Я не прошу, я требую, чтобы всех представителей доверительного управления признали вкладчиками Татфондбанка. Они заключали договора на территории этого банка, с представителями именно этого банка. Ставились печати банка. Вкладчиками чего мы яввляемся – «ТФБ-Финанса» или Татфондбанка?

Уже достаточно разогретая толпа отвечает Эдуарду: «Мы – вкладчики Татфондбанка!».

Со временем выступления становятся все более похожими одно на другое. Участники митинга, впрочем, сами отмечают сходство и имеют объяснение этому. «У нас у всех одна история, – заявляет один из ораторов. – Конечно, мы все говорим одно и то же, потому что с нами случилось одно и то же. И хотим мы одного: вернуть наши деньги».

Александр Артемьев.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!