Что напишут в казанской «конституции градостроительства»?

14 ноября 2016
События

Новый генплан Казани разработают в Москве, сообщил сегодня глава управления архитектуры и градостроительства столицы Татарстана Владимир Фомин. Он также раскрыл подробности этого генплана: город будет расти «внутрь», а не «вширь», а крупные производства будут вынесены на периферию. Кроме того, управление выступило с инициативой создать в городе бюро транспортного планирования по аналогии с такой же структурой в мэрии Мюнхена.

Глава управления архитектуры и градостроительства Казани Владимир Фомин мало похож на современных урбанистов, которые часто собираются в Казани, чтобы что-нибудь обсудить где-нибудь в «креативных пространствах». Человек серьезный, сегодня на деловом понедельнике он рассказывал о новом генплане Казани – «основном законе для градостроителей». Деньги на разработку этого документа выделены тоже серьезные, 80 миллионов рублей.

В начале года Институт генплана Москвы, разработчик нового генплана, уже представлял на суд мэрии два варианта концепций развития города с говорящими названиями, еще два варианта разработали казанские специалисты: «Компактный город», «Расширяющийся город», «Большая Казань» и «Открытая Казань». Они отличаются направлениями развития города и, соответственно, расчетными показателями и транспортными моделями. Та концепция, что ляжет в основу нового генплана, является неким синтезом всех четырех идей, и называется «Устойчивая Казань».

Владимир Фомин раскрыл некоторые из ее основных идей. Казань будет развиваться в виде «компактного города» с сохранением «точек роста» в незастроенных районах.

Производства, по такой концепции, планируют выносить на периферию и замещать общественно-деловой застройкой. Отметим, что подобные идеи звучат в Казани не впервые и кое-где уже реализуются. Так, о схожих планах в интервью «Казанскому репортеру» рассказывал тогда еще глава администрации Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов. Из этих районов свои производственные мощности переносили Казанский вертолетный завод и «Сантехприбор».

Кроме того, Владимир Фомин сообщил, что уже разработаны новые варианты расположения станций метро второй ветки. Общественности их пока не представили, держат в секрете. Напомним, «Казанский репортер» ранее писал о том, где примерно могут построить новые станции.

В цифрах, заложенных в основу генплана, уже есть несколько прогнозов о будущем города. Так, по мнению градостроителей, к 2035 году в Казани будет жить 1,43 млн человек, а средняя обеспеченность жилплощадью вырастет с нынешних 24,7 кв. м до 32 кв. м на человека.

– Принятие нового генплана отразится практически на всех сферах жизнедеятельности города, – объясняет важность этого документа Фомин. – Он является одним из «трех китов», на которых держится сфера градостроительства наряду с правилами землепользования и местными нормативами проектирования.

Отметим, что эти документы в случае с Казанью разрабатывает один и тот же подрядчик.

Именно из-за важности этого документа на его обсуждение потратят 2017 и часть 2018 года. Документ обсудят с госорганизациями, архитекторами, градостроителями, а также проведут общественные слушания.

Что касается транспорта, по новому генплану будут развивать «периферийные» маршруты в обход исторического центра города и усиливать сообщение с прилегающими населенными пунктами. И для работы с новой транспортной схемой понадобится новая организация.

Управление архитектуры и градостроительства предлагает создать бюро транспортного планирования. В его задачи войдет разработка документов стратегического планирования. Фомин подчеркнул разницу между новой структурой и уже существующим в исполкоме комитетом по транспорту. Комитет, по его словам, занимается оперативным управлением транспортными потоками, а организации, которая бы разрабатывала стратегические решения, в городе пока нет.

Подобное бюро создано во многих европейских городах, сообщил Фомин. В частности, управление ссылается на опыт Мюнхена, Вены и Милана.

– Если взять Мюнхен, то часть пути на создание такой структуры уже пройдена, – отметил Фомин. – Существует взаимодействие не только между комитетами, но и с министерствами, ведомствами.

Это взаимодействие предполагает огромный объем собираемых данных: показания городских камер и датчиков, данные о пробках и информация с валидаторов в общественном транспорте. Бюро транспортного планирования будет анализировать все эти данные и на их основе принимать решения по улучшению транспортной ситуации.

Фомин привел пример того, как должна работать эта структура. Так, казанские градостроители провели моделирование транспортной ситуации вокруг Горкинско-Ометьевского леса. Модель показала, что «разрезать» лес новой дорогой на проспект Победы, как предполагалось ранее, нецелесообразно. В работе нового бюро принятие таких стратегических решений, по всей видимости, будет поставлено на поток.

Мэр Казани Ильсур Метшин идею создания транспортного бюро одобрил.

– Город, безусловно, нуждается в структуре, которая бы занималась стратегическим развитием транспортной инфраструктуры, изучала мировой опыт и привлекала экспертов, – считает мэр. – Нет ничего важнее для города, чем правильно проработанный генплан и развитая транспортная структура. Это как кровеносная система для живого организма, города Казани.

Александр Артемьев.

Комментарии

  1. Горожанин 7 лет назад
    Сегодня под Кремлём погиб кровельщик на объекте бывшей онкобольницы. Информации никакой нет, так как подрядчик непростой. Все эти цифры о сменности на стройках в совещании дутые.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!