​Сокровища Черного озера

29 сентября 2016
Общество

Пересечение улиц Дзержинского и Чернышевского, бывшая автостоянка, самый центр Казани. Сейчас здесь ведутся археологические изыскания.

Подхожу к коричневому забору. Входа сюда как такого нет, приходится пробираться сквозь импровизированное ограждение. Охранник, сидящий в машине, приветливо кивает головой. Работы уже начались, и меня ждут.

На объекте площадью 80 квадратных метров –два раскопа разного размера. Внизу несколько археологов делают замеры. «Пятьсот восемьдесят пять», – объявляет человек, стоящий наверху. В руках у него какой-то прибор. «Что это вы делаете?» – спрашиваю я. «Нивелирую», – загадочно отвечает мужчина. Увидев мой недоумевающий взгляд, поясняет: «Глубину измеряю». Подхожу к краю. Голова закружилась, копнули здесь неслабо. «Евгений Михайлович!» - кричу я. Оборачивается мужчина в спецовке. «Подождите, – отвечает он мне. – Работу остановить не могу». И что-то записывает на листке бумаги. Оно и понятно, отвлекаться нельзя, здесь нужна математическая точность. Тем временем я осмотрелась.

Масштабы «ямки» впечатляют не только глубиной. Археологи планируют увеличить этот раскоп до 250 квадратных метров, и дойти до слоя аж 16 века! Согласитесь, замахнулись сильно. На улице моросит мелкий дождь и дует промозглый ветер, но те, кто трудится внизу, этого, казалось, не замечают.

И вот Евгений Михайлович Пигарев поднимается.

–Ну, –говорит он, – спрашивайте.

–Что ищите здесь? – сразу в лоб задаю вопрос.

Однако ответ коротким не получается. Так и стояли мы под дождем, и я не заметила, как пролетело время. Экскурсия в прошлое, которую провел для меня Евгений Пигарев, научный сотрудник Института археологии Академии наук Республики Татарстан, была вне времени. Подобно раскопу, мы спустились в историю, до одного из нижних слоев, на пятиметровую глубину.

XVI – XVII века. Конец периода Казанского ханства. Люди занимались сельским хозяйством, охотой, рыболовством. Кроме того, город Казань был крупным торговым центром. Население производило изделия из глины, дерева, металла. Позже эти вещи продавали или обменивали как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

– Мы немного зацепили культурные слои XVI-XVII веков, – рассказывает Евгений Михайлович. – К сожалению, они были сильно разрушены. Люди, которые жили здесь позже, переворошили ранние слои. И все же мы смогли найти несколько монет и наконечников стрел. Это нам говорит о том, что какое-то движение в этом месте было. Застроенные участки находились ближе к Кремлю, а здесь, скорее всего, была так называемая периферия. Но в любом случае – активность была. До нас дошли монеты Московского княжества. Чешуйки. 1520-1580 годов. И монеты XVIII века – деньга, копейки Петра Первого.

Но самое интересное начинается дальше. Три метра вниз, черный слой. XVIII век. Здесь археологи смогли докопаться до сути и узнать подробности жизни семьи, чей дом стоял как раз в этом месте.

– В XVIII веке здесь была активная деятельность: люди жили и трудились, – продолжает рассказ историк. – По письменным источникам известно, что здесь находились ремесленные слободы. Конкретно на этом месте была серия озер: Черное, Банное, Поганое, Серное. Сейчас водоем остался один. Однако следов ила мы не нашли. Предположительно, водный объект располагался чуть дальше, там, где проходит сейчас дорога. Мы обнаружили сгоревшую при пожаре мастерскую кузница, где осталась масса предметов из железа: ножи, подковы, гвозди. Так как он делал ножи и всевозможные инструменты, здесь же еще было и косторезное производство. Видимо, кто-то из его домочадцев, помощников, или он сам, резал кость, потому что было много рога на рукоятях инструментов. Кроме того, кузнец занимался литьем из свинца, потому что нашли много свинцовых пуль, которые он отливал. Возможно, его дом стоял как раз на берегу озера.

– А где сейчас все эти находки?

– Мы их отправили на реставрацию в Самару, – отвечает Евгений Михайлович. – Они же в земле находились, распухли, покрылись ржавчиной. Сейчас ими занимаются реставраторы, и уже потом мы будем их фотографировать, чертить.

Но все же их можно будет где-то потом увидеть? – не унималась я.

– Обычно такие предметы поступают в музейный фонд. Возможно, они уйдут в Национальный музей, – предположил археолог.

Но мы отвлеклись. Поднимаемся выше на один слой. XIX век.

– В это время происходила засыпка озер, чтобы городу досталось больше полезной площади. Это же продолжалось и в следующее столетие. На новой территории был разбит парк, и возле него построили цирк Никитиных. Находки этого периода – опять же монеты. Очень много керамики – столовой, хозяйственной. Чтобы засыпать водоемы, сюда со всего города свозили строительный мусор. В нем немало обломков бытовых предметов, – продолжил экскурсию Евгений Михайлович.

– А что осталось от цирка? – спрашиваю я.

– А это мы еще узнаем. Он находился чуть дальше от этого раскопа. Как раз когда начнем его расширять, и узнаем. Дело в том, что научных археологических работ здесь раньше не вели. Поэтому нам самим интересно – что могло здесь сохраниться?.

– И все же, что рассчитываете найти? - допытывалась я.

– Может, какие-то сооружения, отдельные конструкции найдем. Хотелось бы обнаружить жетоны казанского цирка. До революции постоянных цирков было не много. Не тех, что катались по стране балаганом, а стационарных. Они выпускали собственные жетоны – это не медаль, а такой отличительный знак. Интересно было бы найти башмаки клоуна. Шучу», – рассмеялся археолог.

На такой веселой ноте моя экскурсия завершилась. Евгений Михайлович сразу же вернулся к работе. Ее еще много: уже на следующей неделе археологи начнут расширять раскоп. Найденные предметы, которые отвезли на реставрацию, привезут в Казань в первых числах октября. Ученые будут изучать их уже подробнее. Сколько это займет времени – трудно сказать. Возможно, ближе к зиме сокровища Черного озера отправятся под стекло и станут полноценными музейными экспонатами.

Наталия Белкина.


Примечания:

Чешуйка – древнерусская монета. Получила это название из-за формы, которая похожа на чешую рыбы. У каждого князя на Руси было свое производство. На одной из сторон монеты часто была надпись: имя и инициалы князя.

Цирк братьев Никитиных построили в 1890 году, он располагался на Банном озере. Это было небольшое деревянное здание. В 1917 году цирк получил статус государственного. В конце 1950-х был сильный пожар, строение сгорело.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!