Одиночество в дорожной сети

24 июня 2016
Авто


Некоторое время назад в российской прессе активно обсуждалась возможность принятия законопроекта, запрещающего автомобилистам в определенных местах мегаполисов в определенное время суток эксплуатировать личные машины в одиночку. Таким образом, чиновники с оглядкой на передовой опыт целого ряда развитых стран пытались повлиять на ситуацию с дорожными заторами. Эксперты агентства «ПромРейтинг» посчитали людей в машинах.

Попытки закрепить в правилах дорожного движения смелые поправки тогда не увенчались успехом. Теперь точно даже нельзя сказать, была ли инициатива чем-то серьезным или распространению информации поспособствовала случайность. Как бы там ни было, проблема неэффективных водителей-одиночек в мегаполисах никуда не исчезла. На этом фоне команде Аналитического агентства «ПромРейтинг» было крайне любопытно собрать, обобщить и проанализировать данные по пассажирской загруженности легковых автомобилей в условиях Казани.

Как и в ранее опубликованных подобных исследованиях сбором данных по количеству людей в автомобилях на дорогах города занималось несколько групп исследователей, распределенных по 7-ми районам города. Замеры производились в разные временные промежутки и дни недели.

Что на выходе? Мы изначально предполагали, что среднестатистический процент водителей-одиночек, эгоистично эксплуатирующих свое транспортное средство, будет существенным, однако цифра в 71% «побила» даже самые мрачные прогнозы. В 24% случаев в автомобили по будням находятся два человека в 5% случаев 3 человека, в 1% случаев 4 человека. Легковых автомобилей с пятью людьми на борту за все исследование было выявлено настолько мало, что в общих результатах работы ими можно пренебречь, условно это 0.


Нужно отметить, что цифры по будням сформированы с учетом дневных колебаний. То есть сюда входят как пики насыщенности автомобилей пассажирами (раннее утро, родители завозят детей в школы, а иногда и друг друга на работу, совместные вечерние поездки по магазинам и развлекательным заведениям, и в какой-то степени обеденные часы – время подвоза коллег). Другими словами, если просто выйти на улицу Казани, в среду днем, одиноких автомобилистов насчитается еще больше. Важно и другое, «автоединоличники» всецело доминируют в классических утренних и вечерних пробках. Только представьте себе эту картину – среднестатистический красный казанский автобус НЕФАЗ по паспарту вмещает примерно 100/105 пассажиров, занимая при этом площадь в 30 м². Распределенные по одному в своих личных автомобилях те же самые казанцы занимают уже площадь в 1000 м², то есть в 33 раза большую. Но об этом чуть позже.

Мы намеренно разделили информацию по выходным и будням, так как цифры присутствия пассажиров в машинах в рабочие дни и на выходных сильно отличаются. Общая цифра по субботе и воскресенью для одиноких водителей 40%, для пассажира и водителя 42%, для трех людей на борту одного автомобиля 13%, для четверых 3% и для пятерых 2%. Понятно, общие для разных членов семьи задачи на выходных удобно решать совместно, даже если у мужа и жены несколько автомобилей на двоих. Кроме того, выходные - традиционная пора выездов за город, на дорогах, ведущих из города, процент насыщенных пассажирами автомобилей еще больше.

Однако в выходные, если говорить непосредственно о городской черте, время, разреженное в плане автомобильного транспорта, и каких-то больших плюсов наполненность машин пассажирами не дает.

Проблема использования автомобиля в одиночку застарелая болячка большинства крупных городов мира. Мало того, что среднестатистическая легковушка занимает на дороге площадь в 8-10 м², (в среднестатистическом автобусе на этой площади по нормативу умещаются 30 человек) так еще и простаивает 90% у дома или офиса, затрудняя передвижение пешеходам и другим автомобилистам.

Почему так происходит? Личный автомобиль мобилен, комфортен, относительно доступен и престижен. Помимо всего прочего, для постсоветских реалий наличие личного транспортного средства с четырьмя колесами яркое подтверждение высокого социального статуса владельца. Автомобилизм для подавляющего количества россиян забава в первом/втором поколении. Завоеванная современниками мечта, к которой в свое время так стремились отцы и деды. Есть тут и еще один нюанс. Государству одновременно не выгодны пробки (замедляющие темпы экономики) и простой автомобильных заводов, в работе которых косвенно задействована чуть ли не треть населения страны.


Борьба с водителями-одиночками в современном мире дело сложное, подразумевающее наличие у борца воли и сложного контрольно-измерительного оборудования. Усилия по насыщению автомобилей людьми можно условно разделить на две части: метод кнута и концепция пряника. Первый путь избрал тяготеющий к репрессивным способам управления Сингапур, тут появление на дороге в часы пик водителя одиночки чревато грандиозными штрафами. Пряником манят в Штатах, здесь на некоторых особо сложных участках федеральных дорог специальные полосы движения выделяются для автомобилистов с пассажирами, все остальные приговариваются к стоянию в пробках. На стыке двух идеологий находится Европа, уговаривающая соседей подвозить друг друга до работы по очереди во имя экологии, мира во всем мире и защиты озонового слоя.

В Казани, как и в большинстве крупных экономических центров России, в последние 10-15 лет наблюдается обратный процесс. Все больше семей в борьбе за индивидуальную мобильность приобретает по несколько транспортных средств на домовладение. Особенно заметен этот процесс в пригороде, обделенном качественным автобусным сообщением с городом.

Впрочем, нельзя не отметить и позитивные тенденции. Высокая конкуренция в сфере таксомоторных перевозок и слияние их с возможностями смартфонов в последнее время сделали казанский извоз удобным и доступным. Автомобили с шашечками постепенно перешли из разряда роскоши в разряд предметов повседневного обихода. Все более активную роль в пассажироперевозке горожан играет метро, а благодаря техническим средствам идентификации пробок люди получили возможность избирательно подходить к выбору средств передвижения, использовать альтернативы личной легковушке, даже если она стоит под окном.

Глухов Антон, руководитель независимого Аналитического агентства «ПромРейтинг»

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!